Железнодорожный вокзал станции Дрезна
В 1858 году началось строительство Нижегородской железной дороги, на которой работали 17070 человек.
Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской железной дороги явился большим событием в экономической жизни страны. Эта линия стала первой железной дорогой, соединившей европейскую часть России с ее восточными районами. Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 года.
Железнодорожная станции Дреза была открыта в 1861 году(по другим источникам в связи с увеличением грузовой и пассажирской работы в 1869 году была построена станция Дрезна).
Когда шло строительство Московско-Нижегородской железной дороги, развернулась борьба - где ей проходить. Есть свидетельства, что Зимин предлагал 50 тысяч рублей за то, чтобы линия шла по зуевской стороне, но его перебил давший 200 тысяч Морозов. И дорога от станции Дрезна свернула на ореховскую сторону, разделив Никольское на две части: северную и южную (сейчас Воронцовско-Пролетарский район).
В начале XX века начальником станции Дрезна являлся коллежский регистратор Павел Иванович Покровский (1849 г.р.). В 1903 году по его инициативе и ходатайству было построено кирпичное здание вокзала то, которое мы видим и сегодня. Вокзал функционирует и сейчас, лишь шатровый элемент крыши был утрачен безвозвратно
Дрезненский вокзал функционирует более 120 лет. Изящное каменное здание «Железнодорожного вокзала станции Дрезна» — одно из немногих дореволюционных строений города, сохранившихся до наших дней, и, пожалуй, единственное, которое используется с 1903 года и до сих пор по прямому своему предназначению.
В 2023 году Вокзал станции Дрезна включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожный вокзал станции Дрезна, 1903 г.». 03.08.2023 г. № 35 РВ-413
Первоначально здание станции было деревянным и к началу ХХ века совершенно обветшало, и уже не справлялось со своими функциями в условиях возросшего товаро- и пассажиропотока.
Сама станция Дрезна появилась в 1869 году в числе пяти станций Московско-Нижегородской железной дороги с первоначальной целью увеличения количества разъездов. Движение поездов по Московско-Нижегородской дороге было открыто ещё раньше — в 1861 году. Дорога строилась с 1858 по 1862 год и была 5-й по счёту в Российской империи. А Дрезненский вокзал возвели на станции Дрезна только спустя 40 с лишним лет.
В 1934 в газете написали:
« Стены вокзала оделись в краски молочного цвета, а вдоль перрона вокзала разрослись клумбы цветов. Уютно стало и внутри вокзала. Здесь буфет, газетный киоск, комната матери и ребенка, парикмахерская. Украсилась привокзальная площадь. Бюст Ленина, клумбы, разные травы, цветы.»
-
Железнодорожный вокзал станции Дрезна. 1903-1910 г.
-
Столб 338 верст - расстояние по ж/д от Нижнего Новгорода. На переднем плане - телеграфный столб. За рельсами - керосиновый фонарь. Обращает на себя внимание высокий металлический шатер со шпилем над вестибюлем.
-
-
Здание вокзала до реконструкции
-
Железнодорожный вокзал станции Дрезна. 2024 год
-
Расписание движения пассажирских поездовВ 1934 в газете написали:
« Стены вокзала оделись в краски молочного цвета, а вдоль перрона вокзала разрослись клумбы цветов. Уютно стало и внутри вокзала. Здесь буфет, газетный киоск, комната матери и ребенка, парикмахерская. Украсилась привокзальная площадь. Бюст Ленина, клумбы, разные травы, цветы.»