Храмы Дрезны
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Горбачихе другие названия: Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Берёзовке; Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на погосте Десятая Пятница.
Дата основания не позже XVI в.
Большой каменный однокупольный храм в стиле позднего классицизма.
Храм Святой Троицы был построен в 1849 году на месте ранее стоявшей деревянной церкви, рядом с местом явления иконы вмч. Параскевы в десятую неделю по Пасхе. Храм был построен на средства заводчика огнеупорного кирпича Кондакова, московским губернским архитектором Борисовым Дмитрием Фомичом.
В 1889 году по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина была расширена трапезная и выстроена красно-кирпичная колокольня, соединенная с храмом теплым притвором. на средства фабриканта Дрезненской мануфактуры Зимина.
В 1929 производился последний ремонт - покрасили крышу, отштукатурили, побелили, нанесли стенную живопись.
В храме было три престола: во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, во имя святой Животворящей Троицы и во имя рождества Пресвятой Богородицы.
В годы советской власти храм был закрыт в 1953(по другим данным в 1956 ) году и превращен в склад. К 1980-м пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989, восстановительные работы начаты только в 2000.
В 2000 г. он был официально зарегистрирован, начались восстановительные работы. На сегодняшний день можно подвести следующие итоги.
В части галереи разоренного храма, примыкающей к колокольне, продолжается обустройство небольшого храма. После завершения общего ремонта и возведения купола со св. крестом внутри помещения установлен временный иконостас, настелен пол, установлена утепленная дверь и налажено печное отопление. На Пасхальной Неделе 2007 года настоятелю храма ответственному епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерею Сергию Захарову вручен антиминс для проведения в Свято-Троицком храме регулярных богослужений.
Помимо этого, в городе был еще один храм - старообрядческий. Он располагался примерно на том месте, где сегодня раскинулся городской парк.
В конце 80-х, начале 90-х годов , в городе был построен новый храм Параскевы Пятницы - напротив водонапорной башни на базе дома Трясенковых. До этого жителям города приходилось ездить на службы в соседние церкви.
Сейчас он действует и успешно развивается - ведется строительство воскресной школы при храме. Также силами прихожан организовано восстановление разрушенного Троицкого Храма, но процесс сильно затянулся.
В конце двадцатых - начале тридцатых годов в нашей стране резко усилилась борьба против религии и церкви.
Но не всегда закрытия храмов и аресты священников проходили по сценарию властей. В Дрезне подобный сценарий был нарушен. Спасая общину и храм, настоятель церкви отец Григорий проявил мужество, сберег зарегистрированную "двадцатку", не допустил ее развала.
Отец Григорий (в миру Григорий Семенович Зубрилин) родился в 1858 г . в деревне Коровино, в семье крестьян. Коровинская старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1910 г ., была одной из крупнейших в уезде и нелегально существовала издревле. Ее почетным председателем и попечителем был Арсений Иванович Морозов, внук Захара Саввича Морозова - хозяина Богородско-Глуховской текстильной мануфактуры. В 1914 г . старый коровинский храм стараниями общины был отремонтирован, а на средства А. И. Морозова куплен красивый иконостас. В те годы в Коровинский приход входил и деревни Савостьяново, Острово, малое Кишнево, поселок Дрезна и другие.
Григорий Зубрилин обладал красивым голосом, пел в церковном хоре, стал стихарным, а затем диаконом. Дрезненский старообрядческий храм он принял в самом конце прошлого века и прослужил в нем около 50 лет. Среднего роста, с окладистой бородой, с серыми глазами, излучавшими доброту, священник располагал к себе прихожан. Жил он в деревянном одноэтажном доме, который сохранился до сих пор. Жена Мария Михайловна умерла в 1929 г ., и ему пришлось одному растить трех сыновей и трех дочерей. Тремя годами раньше батюшка взял на воспитание детей старшего сына Зиновия - слепую внучку Ира иду и горбатого внука Сашу. Обязанности хозяйки в доме выполняла старшая дочь Татьяна. На полях сражений Великой Отечественной войны погибли сын священника Николай и внук Григорий.
В начале тридцатых волна погромов и разрушений докатилась и до Дрезны. Однажды вооруженные представители местной власти пришли в дом отца Григория, чтобы арестовать его. Старший, с наганом в руке, вывел батюшку с детьми и внуками во двор и приказал всем встать к воротам. "Сними крест! - кричал он, угрожая оружием. - Не сниму, - ответил священник, - стреляй в святой крест". "Ты фашист! - закричала комиссару слепая внучка Ираида, вцепившись намертво в деда. На шум к дому подоспели прихожане. Они не позволили карательной команде арестовать пастыря и надругаться над ним и его семейством. С угрожающими возгласами "Что вы делаете, нехристи, зачем забираете убогих, слепых и горбатых!" толпа двинулась на пришедших и отбила священника и его детей.
Дрезненцы не позволили закрыть и опечатать храм, и отец Григорий продолжал в нем служить. Но местные власти лишили священника и его детей гражданских прав, они стали лишенцами. Через полгода в дом нагрянула комиссия по раскулачиванию, но, кроме церковных книг, икон и походной церкви, ничего не нашла. В бедной семье поживиться было нечем. Так и уехали с пустыми руками. Преследования лишенца отца Григория и его семьи продолжались, и тогда он принял смелое и для многих неожиданное решение - поехал на прием к самому М. И. Калинину. Очередь к Всесоюзному старосте была огромной, но преклонного возраста священник выстоял. "Садитесь, - вежливо предложил Михаил Иванович. - Нет, сынок, я постою. - Я вам товарищ, а не сынок, - поправил батюшку М. И. Калинин. - Я говорю языком русского старца. Власть человеку дается Богом, а вы представитель высшей Советской власти. Ежели бы вы пришли в мой храм, вы бы там не сидели, а стояли, потому что храм - святое место. Потому и я в вашем кабинете не стану садиться, а постою". Затем отец Григорий выложил М. И. Калинину свою душевную накипь. Он рассказал о своем горьком детстве, как в молодые годы содержал восьмерых сестер, описал издевательства над ним и его большим семейством. "Вы в общине состоите? - спросил М. И. Калинин. - Состою и возглавляю приход. Позвольте, Михаил Иванович, дослужить в храме, мне до смертного часа осталась самая малость". Калинин молча взял лист гербовой бумаги и написал на нем слова, разрешающие Г. С. Зубрилину продолжать службу в Дрезненском старообрядческом храме.
Местная власть вынуждена была подчиниться высокому указу и ждать кончины отца Григория. Он почил 10 июня 1941 г ., за полторы недели до начала войны, которую предвещало его чуткое сердце. В дни прощания и похорон ворота поповского дома не закрывались. Вся Дрезна шла сюда, чтобы проститься с честным человеком и любимым священником. Вскоре церковь, где служил отец Григорий, закрыли. После закрытия храма его ждала печальная участь всех подобных ему храмов. России - разрушение. Разрушали, как это делается у нас, спешно и бездумно.
Вспоминает Владимир Жиров, житель г. Дрезна:
Я коренной дрезденец. Не только коренной, но и потомок одного из тех , кто был "первым", но не потомком Зиминых. Я знаю что одними из основателей Дрезны были старообрядцы, да и сами Зимины были ими. В парке во времена моего детства стояла закрытая часовня "гусляков". Если ты знаешь, так называли старообрядцев во Владимирской области, по имени реки "Гуслица" где они селились. А ты знаешь, мой друг, что орехово-зуевский район во времена царской России входил во Владимирскую область. Почитай Перегудова - писателя из Дулева, много узнаешь . Во вреямя войны я ходил в детский сад,. размещенный на даче Зимина.
Комментарии:
Гуслицы — край на востоке Подмосковья, в который входит не менее 60 населенных пунктов. Прежде входил в состав Богородского уезда Московской губернии. Ныне — южная часть Орехово-Зуевского района Московской области, ряд селений (Челохово, Панкратовская, Горшково, Гридино, Шувое и Нареево) входят в состав Егорьевского района. Населен преимущественно старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, значительная часть которых до середины ХХ столетия держалась неокружничества.
Н. Ордынский, по состоянию на XVIII век называет следующие селения бывшей Гуслицой обоасти: Алексеевская, Внуковская, Горшково, Давыдовская, Круглово, Костенево, Мосягино, Печурино, Поминово, Слободищи, Сенькино, Старово, Столбуново, Чичево, Челохово, Цаплино, Юрятино, Беззубово, Барышево, Панкратовская, Зевнево, Игнатово, Ботогово, Иванищево, Шувоя, Нареево, Гридино, Устьяново, Абрамовка (образована в XVIII в. в результате слияния дд. Чанниково и Андреево), Степановка (из дд. Незденово и Ульянино), Богородское, Заполицы, Титово, Мисцево, Понарино, Петрушино, Селиваниха, Дорхово, Ащерино, Авсюнино, Беливо, Куровская, Заволинье, Новинки - всего 44 селения. Однако сюда Ордынским почему-то не включено само село Гуслицы (Ильинский погост), а также ряд других селений - Максимовская рядом с Давыдовской, и Писчево рядом с Мосягино.
Являясь историческим, торговым и религиозным центром края, село Гуслицы (сегодня Ильинский Погост) несло и свои просветительские функции.
Старообрядческая Гуслица поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Прославилась местность иконами местного письма, медным литьём. Много таких книг, икон собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Старший преподаватель МГУ Е.А. Агеева приводит свидетельства ХIХ в., что "многие пожилые люди могут вести спокойный диалектический спор об отличиях своего учения...", а старожилы окрестностей рассказывали:" гусляки – они все как священники были," "...в Гуслицах писанина была" (т.е. переписывались книги).
Подробнее ИЗ ИСТОРИИ ГУСЛИЦ
Троицкий Храм в 1953 году - еще не разрушенный и действующий. |
Разрушенный Храм - в таком состоянии он встретил XXI век Троицкий Храм, 1999 |
Церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Горбачиха |
Богослужение в честь явления иконы св. Параскевы Праздничное богослужение в честь явления иконы св. Параскевы 15 июня 2007г. в Троицком храме с. Горбачиха состоялось праздничное богослужение в честь явления образа святой великомученицы Параскевы. Божественную литургию совершил настоятель храма священник Сергий Захаров в сослужении священника Владимира Карельского и священника Алексия Демьянова, настоятеля Успенской Церкви с. Воинова Гора. После службы молящиеся прошли крестным ходом к месту явления чудотворного образа святой Параскевы., где установлен памятный Крест. Здесь был совершен водосвятный молебен. 2мая 2007 г.у жителей дрезненской земли случилось большое событие. Событие, которое люди ждали вот уже 70 лет – в Троицком храме д. Горбачиха настоятель Пятницкой церкви г. Дрезна священник Сергий Захаров в сослужении клирика той же церкви священника Владимира Карельского отслужил первую Божественную Литургию. |
Остатки росписи Рядом с ликами святых - жирная краска. В ином месте столько надписей, что они образуют сплошной слой. Чего только здесь нет, даже пятиконечная звезда, острием вниз... |
Старообрядческий храм Прасковии Пятницы в пос. Дрезна, Московско-Нижегородской. железной дороги, Московской губернии. Источник [Журнал "Церковь". М., N30, 26 июля 1909 г., с. 916] Он располагался примерно на том месте, где сегодня раскинулся городской парк - между каруселями и туалетом. |
Церковь Параскевы-Пятницы
Кирпичная оштукатуренная церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы построена в середине 1990-х гг. Фасады украшают четыре написанные маслом иконы, в т.ч. Святых равноапостольных Князя Владимира и Княгини Ольги. Металлическая кровля с шатром и башенкой появилась уже позже. |
Внутреннее убранство Когда зажгли паникадило, храм преобразился... |
Икона священномученика Сергия (Скворцова) с частицей Влас |